Порой
удивительно, какой вселенский ужас наводит на некоторых людей слово «ведьма».
То ли дело ведунья или целитель. Часто это страшное слово используют в качестве
оскорбления. Но не тут-то было. Ведьма – это скорей комплимент.
Если бы меня
назвали ведьмой, я бы уж точно не обиделась. Бывают и личности, которые
посмеиваются и категорически отрицают существование ведьм. Да и вообще, они атеисты
и не верят во всякий бред - ни в Бога, ни в чёрта. Это их право. Жизнь покажет.
То, что
замечательное слово «ведьма» произошло от древнеславянского «ведать» - «знать»,
наверно, известно всем. Т.е. это ведающая мать – мудрая женщина, которая
обладает исключительным даром и, которая не обязательно творит зло. Это для
тех, кто категорически против негативных ведьминских проявлений. О зле мы
поговорим несколько позже.
Когда я
слышала слово «ведьма», я всегда представляла себе старый-престарый серый
покосившийся дом, вокруг которого растет репейник и сгорбленную бабку в
изношенной одежде и коске. Обязательно с клюкой. А в доме ее с потолка свисают
веники из сухой травы и варит она неясную похлёбку в большой жестяной
миске-котле. Боюсь, что такие бабуси канули в Лету, но надеюсь, что, возможно,
где-то в забытых уголках нашей страны они все же живут.
Так кто же
такие ведьмы?
Ведьмы мало
чем отличаются от остальных людей, «однако их знания и возможности явно
превышают знания и возможности обычного человека, ибо они обладают особой
силой, или, как ее еще называют «даром». Только вот использовать свой дар эти
люди могли в разных целях: одни «тратили» его на добрые дела, другие наоборот…»
(А.В. Никитина)
«Впрочем,
если вглядеться в облик ведьмы в том виде, в котором он рисуется воображению
жителей северной лесной половины России, то в глаза невольно бросится
существенное различие между великорусской ведьмой и родоначальницей её –
малорусской. Если в малорусских степях очень нередки молодые вдовы и, притом,
по выражению нашего великого поэта такие, что «не жаль отдать души за взгляд
красотки чернобровой», то в суровых хвойных лесах, которые сами поют не иначе
как в минорном тоне, шаловливые и красивые малороссийские ведьмы превратились в
безобразных старух. Их приравнивали здесь к сказочным Бабам-Ягам, живущим в
избушках на курьих ножках, где они по олонецким сказаниям вечно кудель прядут и
в то же время «глазами в поле гусей пасут, а носом (вместо кочерги и ухватов) в
печи поваруют». Великорусских ведьм обыкновенно смешивают с колдуньями и
представляют себе в виде старых, иногда толстых, как кадушка баб с
растрепанными седыми космами, костлявыми руками и с огромными синими носами.
(По этим коренным чертам во многих местностях само имя ведьмы сделалось
ругательным). Ведьмы по общему мнению отличаются от всех прочих женщин тем, что
имеют хвост (маленький) и владеют способностью летать по воздуху на помеле,
кочергах, в ступах и т.п. Отправляются они на темные дела из своих жилищ
непременно через печные трубы и, как все чародеи могут оборачиваться в разных
животных, чаще всего в сорок, собак, свиней и желтых кошек.
Ведьмы имеют
чрезвычайно много общего с колдунами и если подбирать выдающиеся черты в образе
действий тех и других, то придется повторяться. Они также находятся между собой
в постоянном общении и стачке, точно так же тяжело умирают, мучаясь в страшных
судорогах, вызываемых желанием передать кому-нибудь свою науку, и у них точно
так же после смерти высовывается изо рта язык необычно длинный и совсем похожий
на лошадиный. Но этим не ограничивается сходство, т.к. затем начинаются
беспокойные ночные хождения из свежих могил на старое пепелище. Наконец,
успокаивает их точно так же осиновый кол, вбитый в могилу. Словом, бесполезно
разыскивать резкие границы волхвов от колдунов, точно также, как ведьм от
колдуний. Даже история тех и других имеет много общего: ее кровавые страницы
уходят в глубь веков и кажется, что они потеряли свое начало – до такой степени
укоренился в народе обычай жестокой расправы с колдунами и ведьмами. Правда,
против этого обычая еще в средние века выступали наиболее просвещенные отцы
церкви, но в ту суровую эпоху проповедь кротости и незлобия имела мало успеха».
(С.В. Максимов)
Перед
смертью колдуны и ведьмы пытались передать свой дар родственникам, но те, как
правило, сторонились этого. В таком случае дар могли пытаться передать чужим
людям, взяв их за руку или передав им какой-то предмет. Чаще всего дар
передавали через веник. Также веник мог облегчить страдания колдуна перед
смертью, для этого веник давали ему в руки, но забирать веник обратно, и вообще
прикасаться к нему было нельзя, т.к. взявший веник в руки принимал на себя
колдовские умения.
Колдун мог скинуть
свою силу и на неживой предмет. Любой, кто возьмет за ним этот предмет в руки,
примет с ним вместе и колдовской дар. Если колдун не желал кому-то передавать
дар по каким-то причинам, то он мог спустить его с веника на воду. Получить магические
знания можно было, став учеником колдуна или же заключив договор с нечистой
силой.
Вот где не
приходится говорить о нечистой силе, так это при обсуждении Викканской магии. Викка
– это религия, которая включает в себя магию, основана она на почитании
природы, викканцы поклоняются Богине и Богу.
Викканские
ведьмы совсем не похожи на страшных бабусь в косках. Хотя метлами они
пользуются. Но нередко не с целью перемещения по воздуху с места на место, а с
целью очищения пространства. И это не гигантские несуразные мётлы, а вполне
себе симпатичные миниатюрные метелочки, например, из берёзы, боярышника, орешника,
служащие оберегом от негатива. Хотя, их часто можно увидеть на картинках,
летящими на метле. У Викканских ведьм все исключительно по-доброму. Их девиз –
не навреди никому, в том числе и себе самой. Их символ и оберег – пентакль. Магию
эти ведьмы применяют на благо и созидание: привлечение благополучия, любви,
усиления интуиции, магических способностей и все в этом духе. Для обретения
желаемого ведьмы оживляют травы и коренья, мастерят с их использованием мешочки
гри-гри, ведьмины бутылочки, масла, чаи и еще много чего интересного. Все свои
магические творенья они непременно заряжают на алтаре, украсив ленточками и
симпатичными подвесками. Собственно, алтарь есть у всех ведьм, не только
викканских. На алтаре любой уважающей себя ведьмы, да и вообще, по праву должен
присутствовать какой-то магический символ. Чаще всего это пентакль (пентаграмма).
Пентакль (пентаграмма) –
это своего рода амулет, на котором изображена пятиконечная звезда (пентаграмма),
обычно, заключенная в круг, которую наносят на алтарь, алтарное покрывало и т.п. Это олицетворение Земли. Лучи звезды
соответствуют Воде, Воздуху, Огню, Земле и Духу. Каждый из лучей призван
притягивать ведьме в помощь энергии соответствующих лучу стихий. Как правило,
если мы рисуем пентаграмму, то мы должны делать это не отрывая руки от
поверхности материала. Пентакль также служит для изгнания или призыва нужных
ведьме духов. Чаще ведьмы приобретают алтарные столики с пентаклем у мастера на
заказ. Или же это могут быть алтарные пентакли, шкатулки, комодики или ранее
упомянутая алтарная скатерть. Но лучше сделать свой столик самостоятельно в дни силы (например,Белтейн) или в
период полнолуния на рассвете, вложив в него часть своей природной энергии. К
тому же, красота здесь не важна – значение имеет смысл. Кстати, пентакль в прямом положении
– это символ божественного начала, а в перевернутом – это знак Сатаны(разумеется, викканские ведьмы такое положение пентакля не применяют). Ещё столиках изображают
и другие символы – символы Богини и Бога, фаз Луны и т.п.
Викканские
ведьмы призваны совершенствовать мир людей, привнося в него благо и свет,
защитив от напастей.
Существуют
ли ведьмы в наши дни? Безусловно! Они среди нас. Стоит ли их опасаться? Не
более, чем других людей. Вряд ли ведьмы будут без видимых на то причин наводить
на кого-то порчу или насылать богатство. Им это не нужно. Опасаться нужно тех
людей (друзей и врагов), которым может взбрести в голову нанести Вам вред или
осчастливить приворотом. Ведьма – это проводник. Творить дела хорошие или
плохие это ее долг, карма, задача в текущем воплощении, наказание или дар, ноша
тяжелая или вполне сносная – кому как и кто во что верит. Полагаю, у всех
по-разному. В любом случае, ведьмы – это люди, которых избрали Высшие силы и
это Высшие силы решают, что ведьме дозволено делать, а что нет.
А теперь о
зле… Нормально ли то, что награжденные особым даром иногда совершают на наш
взгляд недобрые ритуалы? На этот счет мнение у каждого свое.
Мне
импонируют слова Воланда из «Мастера и Маргариты», касающиеся вечной борьбы
добра и зла: «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало
твое добро, если бы не существовало зла, и как выглядела бы земля, если бы с
нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей
шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать
весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей
фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп».
С
определенной долей уважения можно относиться к обеим сторонам медали. Ведь это
ничего не стоит.
В статье использованы:
«Нечистая, неведомая и крестная сила» С.В. Максимов,
«Русская
демонология» Никитина А.В.
Комментариев нет:
Отправить комментарий